БУХАРА ЖЕМЧУЖИНА ВОСТОКА

РОДИНА ВЕЛИКОГО АВИЦЕННЫ 

На протяжении столетий территория нынешнего Узбекистана была своеобразным мостом между Востоком и Западом, между странами и народами, перекрестком караванных путей, местом встречи языков, культур и религий, а Средняя Азия всегда была узлом, в котором во все эпохи скрещивались крупнейшие на Азиатском материке художественные культуры. Великий шелковый путь, пролегавший из Рима в Китай, был на своем главном отрезке в руках народов Средней Азии. Эта трансазиатская магистраль сыграла огромную роль во взаимодействии художественных культур Востока и Запада. И в центре этого перекрестка на пути Великого Шелкового пути стоит город Бухорои Шариф – жемчужина Востока, известный в исламском мире как «опора ислама». Это древний и прекрасный город, отличающийся своими памятниками, обычаями, являясь одним из древнейших городов Средней Азии и одним из наиболее великих торговых центров на Шелковом пути.

image001

В древние времена Бухара являлась частью области Согд (одна из исторических областей Средней Азии). К приходу Алексанра Великого этот город обладал высокоразвитой инфраструктурой. Центром древней Бухары являлась крепость Арк. За стенами последней располагался собственно город, называемый «Шахристаном». По периметру располагались ремесленные и торговые поместья «Рабад». Весь город, включая поместья, защищала оборонительная стена.

Истории Бухары началась задолго до начала нашей эры. По мнению археологов, её возраст достигает, а, возможно и превышает 2500 лет. По одной из легенд город был основан Сиявушем, происходившим из царского рода. Им на территории современной Бухары, якобы, была построена крепость Арк.

Народные легенды почти всегда сама по себе свидетельство далекой старины. Одна из таких легенд, записанная первыми историками Бухары, называет строителем бухарской цитадели Сиавуша. В древности Сиавуш, сын иранского царя и турчанки, был убит царем Турана Афрасиабом. Наршахи (древний историк Бухары написал «Историю Бухары») приводит даже легенду о том, что Сиавуш похоронен внутри кухендиза (цитадель) у восточных ворот. Бухарские зароастрийцы почитали это место: в день Навруза (Нового года) каждый мужчина зарезал петуха, а выражая свою скорбь по поводу убиения Сиавуша. Жители Бухары сложили песни, которые назывались «Плачами мугов».


image002

На территории Бухары находилось примерно шестьдесят караван-сараев, в которых торговали купцы из Китая, Ирана, Индии и других различных стран. Здесь воздвигались святыни ислама, жили и творили величайшие ученые, теологи и богословы – шайх Ахмад ибн ал-Кабир аль-Бухари (род.769) – один из крупнейших теологов мусульманского Востока, среди знаменитых учеников которого имам аль-Бухари. Имам аль-Бухари – величайший мусульманский ученый-мухаддис (собиратель и исследователь хадисов) и муфассир (комментатор Корана), «Имам аль-мухаддисин» и «амир аль-муминин фи-ль-хадис». Исмаил аль-Бухари – величайшая фигура в мусульманстве, известный богослов IX века, который прославляется в мусульманском мире уже более 1200 лет и труды которого – часть научной мысли и духовной культуры современной цивилизации. Он автор хадисов «Аль-Джами ас-сахих», которая является второй мусульманской книгой после Корана.


image003

 

В Бухаре также жили и творили Сайф ад-Дин Бохарзи (XXII в.) – Шайх-ул-олам так его именовали еще при жизни. Он известный на мусульманском Востоке суфийский шейх, поэт-мистик и богослов и, конечно же, Бохоуддин Накшбанд – основатель самого значительного суфийского ордена Накшбандийя и который известен в исламском мире как Ходжаи Бузург и Шахи Накшбанд, величественный мавзолей которого и сегодня очень почитаем для всех мусульман мира.

Бухарцы также бережно хранят и гордятся такими именами как историк Наршахи, поэты Рудаки, Дакики, прославившие свой город далеко за пределами Востока.

А еще Бухара – город-музей, в которм можно увидеть более 140 архитектурных памятников средних веков. Исторический центр города внесен в список всемирного наследия YUNESCO. Уникальность города состоит в том, что он и поныне сохраняет в общих чертах целостный средневековый город с присущими ему постройками архитектурно-исторического типа. Оригинальность зодчества, как ярко выраженной художественной системы, стойкость ее принципов обнаруживших себя в преемственности архитектурных форм, а также широта связей с другими передовыми художественными школами и течениями среднего, ближнего и Дальнего Востока - таковы главные его черты.

Становление государственности протекала в областях Средней Азии во II тысячелетии до н.э. IX-XIII века - период возникновения и развития в системе централизованных государств – султанатов нового искусства феодальных торгово-ремесленных городов восточного средневековья, идеология которого устремляется в единое русло Ислама.

image004

Успехи строительного искусства вызвали на всем Среднем Востоке переворот в градостроительстве и архитектуре, а с ними расцвет архитектурного декора. Фигурная кладка кирпича стала искусством, в котором точный расчет сочетался со знанием основ прикладной математики и геометрии, а глазомер и вкус - с практическими навыками и теоретическими знаниями в области пропорции. Лучший памятник этого вида архитектурного декора - мавзолей Саманидов (IX-X в). Новая эстетическая концепция архитектуры определила в Бухаре стиль архитектурного декора века Саманидов как явление новое и прогрессивное. Самые блестящие творения архитектурного декора IX-XII веков в сочетании кирпича с элементами резного штука представлена в архитектурном комплексе Пои-Калон с минаретом Калон в центре. Такие достопримечательности как некрополь Чор-бакр, Кош-Мадраса, Магоки-Аттори, Чор-Минор, выдающийся архитектурный ансамбль Ляби-Хауз, имя которому дал расположенный в центре хауз составляют гордость нашего города. В ансамбле – прекрасные памятники архитектуры медрес Кукельдаш, ханака и медресе Диван-беги. Ситораи-Мохи-Хоса – дворец последнего эмира Бухары Алим-хана расположен в окресностях города отличается особой красотой и изяществом построек. До наших дней сохранились стены Арка – старинной цитадели, удивительные кварталы и узкие улочки старого города, где сохранились целые районы древней планировки. Не зря говорят историки, что «если идти по улицам старого города, будет казаться, что ходишь по страницам самой истории».


image005

 

Священная Бухара – именно так почтительно называют узбеки и весь Восток этот славный город. Древнее поверье гласит: на все мусульманские города с неба нисходит благодатный свет, и только над Бухарой он поднимается к небу. Бухара – город поэзии и сказки. Здесь легенды витают над зигзагами уличных лент, здесь в вертикалях минаретов – полет человеческого гения, и каждый камень в кружеве каменной кладки покрыт пылью вечности.

image006Особое место в истории Бухары занимает имя Авиценны (Абу Али ибн Сино), именем которого назван государственный медицинский институт в городе. Великий средневековый энциклопедист ибн Сино заложил философские основы культуры Ренессанса в Центральной Азии и начал создавать величественное здание поэтической культуры восточного Ренессанса. Неоценимый вклад внес ибн Сина учением о человеке в становлении гуманизма эпохи Возрождения: он выработал глубоко оригинальную, соответствующую духу своего времени, гуманистическую по своей сути систему взглядов на человека, расширив границы умозрения до рассмотрения природы человека, смысла его жизни, его мечта во Вселенной, его роли в обществе, существенно дополнив тем самым и развив исламскую концепцию человека.

Весь свой аналитический ум, полноту знаний, широту интересов ибн Сино направил на самоотверженное служение человеку; для него не было ничего выше человека и ничего благороднее, чем служить человеку. Его реальный гуманизм заключался в том, чтобы дать людям счастье, заслужить их любовь, указать пути к улучшению жизни, что наиболее актуально и по сей день.

Научное наследие Абу Али ибн Сино огромно и многогранно: его труды охватывают такие области знаний как философия, медицина, астрономия, математика, минералогия, метафизика, музыка, поэзия.

Труд, принесший ученому мировую славу, это  «Канон врачебной науки», включающей в себя сведения по фармакологии, детальные описания человеческих органов и головного мозга, симптоматику и лечение различных заболеваний. Здесь также собраны многочисленные советы врачам  по хирургии и  терапии, траволечению, гигиене и оздоровительной физкультуре. Переведенный почти на все языки, «Канон», вплоть до XVII века был основным руководством для медиков всего мира.
Почти столь же популярны его труды «
Книга исцелений», включающая «Книгу о душе», «Книга знаний», а также «Указания и наставления» - итог его философских размышлений.

Несомненно, в мире не было ни одного учёного древности, который оказал бы столь сильное влияние на медицину и философию Востока, под именем Абу Али ибн Сино, и Запада, под именем Авиценна, как этот замечательный человек.

 

©2018г Бухарский государственный медицинский институт имени Абу али ибн Сина. Все  права защищены.Все материалы на этом  веб-сайте защищены авторским правом и другими правами в том числе законодательством Республики Узбекистан. В случае пользовании сайтом Бухарского государственного медицинского института внести приложение в сайт считается обязательным .

Flag Counter