Первая половина мая стала поистине месяцем образования и науки для нашего альма-матер, особенно это отражается в активном участии студентов на республиканских предметных олимпиадах, конференциях, а также в организации образовательных и научных форумов для профессорско-преподавательского состава. Одним из таких мероприятий является третья международная учебная он-лайн конференция, которая состоялась 12 мая 2020 года.
В связи с возникшей ситуацией мировой пандемии коронавирусной инфекции, нашу традиционную международную учебную конференцию в этом году провели в режиме онлайн.
Открыл конференцию председатель оргкомитета, ректор БухГМИ, д.м.н., профессор Амрилло Шодиевич Иноятов. Он поблагодарил всех участников, гостей за участие в он-лайн конференции, особенно докладчиков из разных медицинских вузов Казахстана, Российской Федерации, Турции. Во вступительной речи ректор кратко рассказал о нашем институте, подчеркнув, что Бухарский государственный медицинский институт, является одним из динамично развивающихся научно-образовательных учреждений в стране. В своей речи он отметил, что «сегодня мы обсуждаем актуальные проблемы высшей медицинской школы, которая стремится обрести новое лицо в условиях информационного общества. В нашей стране последовательно реализуется комплекс мер по модернизации национального медицинского и фармацевтического образования, внедрению в данную сферу международных образовательных стандартов, проведению комплексных научных исследований по актуальным проблемам охраны здоровья населения, а также созданию эффективной системы духовно-нравственного воспитания обучающейся молодежи». В завершении своего выступления ректор предоставил слово модератору конференции, д.м.н., профессору Мамуру Мустафаевичу Абдурахманову.
Программа конференции включала самые актуальные вопросы в медицинском образовании, как качество оказания медицинской помощи и проблемы медицинского образования, симуляционные технологии и фантомное обучение, проблемы непрерывного медицинского образования, совместные образовательные программы медицинских вузов: состояние, проблемы, перспективы, актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе, опыт внедрения проблемно-ориентированного обучения в медицинском образовании.
После торжественного открытия конференции началось онлайн заседание. С первым докладом - "Сотрудничество при реализации дистанционных образовательных технологий" выступила заведующая кафедрой скорой медицинской помощи и сестринского дела АО “Южно-Казахстанская медицинская академия”, к.м.н., доцент Айзат Ашимхановна Сейдахметова. Она подробно проанализировала дистанционные образовательные технологии и онлайн обучения, применяемые во всем мире в образовании, и в частности в академии, использование в процессе дистанционного обучения программных обеспечений как ZOOM, Microsoft Times, WebEx, Skype, и так же подробно представила программу он-лайн занятий, особо выделив основные направления системы контроля посещаемости и оценки знаний студентов посредством электронного журнала platonus и он-лайн прокторинг.
Второй доклад «Опыт дистанционного обучения Карагандинского медицинского университета» сделала Директор Центра симуляционных и образовательных технологий НАО «Медицинский университет Караганды», Казахстан, ассоциированный профессор Гульшат Сейтмуратовна Кемелова. В докладе она подробно изложила про качество образования, как своевременно решать проблемы образования в новых условиях, как организовать онлайн обучение по приобретению практических навыков, как контролировать и оценивать студентов в онлайн режиме и поделилась опытом работы в данном направлении Карагандинского медуниверситета.
Третий доклад, коллеги из Курского государственного медицинского университета, заместителя директора по образовательной деятельности Международного медицинского института КГМУ, к.м.н., доцента Дмитрия Викторовича Полякова - «Подготовка медицинских кадров для зарубежных стран в Курском государственном медицинском университете», посвящался достижениям Курского ГМУ, который является одним из ведущих медицинских вузов РФ, имеющий высокую международную репутацию. Интеграция университета в международное образовательное пространство является одним из приоритетных направлений, эффективно способствующих сохранению и укреплению здоровья граждан и развитию систем здравоохранения многих стран на основе подготовки высококвалифицированных специалистов с использованием лучших мировых практик медицинской науки и образования. В университете с 1994 года при обучении иностранных студентов используется английский язык. Около 30% студентов медуниверситета – иностранные граждане. Выпускники из 61 страны гордятся тем, что обучались в Курском государственном медицинском университете.
Следующий доклад, заведующего кафедрой медицинской симуляции и учебной практики, д.м.н., профессора Дагестанского государственного медицинского университета Расула Абакаровича Койчуева под названием «Внедрение и развитие симуляционного обучения в ДГМУ и его роль в подготовке к аккредитации специалиста». В его докладе прозвучали: эффективность симуляционного обучения профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, формирование практических навыков у обучающихся на фантомах, тренажерах, симуляторах в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, подготовка обучающихся к аккредитации и проведение процедуры аккредитации специалиста, которые являются основными задачами современного состояния вопросов медицинского образования.
Пятый доклад - “Медицинское и фармацевтическое образование в условиях глобальных вызовов современности” начальника учебного управления Южно-Казахстанской медицинской академии, к.м.н., доцента Айгуль Гаффаровны Ибрагимовой был посвящен академической самостоятельности ВУЗов, ее инструментам, механизму, опыту академии в разработке образовательных и совместных двудипломных программ. Она также особо отметила, что “Сегодня университетская демократия, автономия и академическая свобода становятся важным источником улучшения казахстанского образования, способного привести к повышению рейтинга нашей системы образования в мировом образовательном пространстве”.
Доклад «Современные тенденции высшего образования и их реализация в медицинском вузе» начальника учебно-методического управления, доктора фармацевтических наук, профессора кафедры управления и экономики фармации Курского государственного медицинского университета, Аллы Ивановны Овод представлял особый интерес в отношении тенденции развития образования в современном мире. Она особо отметила эффективность применения различных образовательных технологий в учебном процессе КГМУ.
Доклад заведующего кафедрой медицинской химии БухГМИ, к.х.н., доцента Лазиза Нурхановича Ниязова «Принципы разработки совместных образовательных программ в Бухарском государственном медицинском институте с вузами-партнёрами» был посвящен методам и формам разработки международных программ в альма-матер.
Завершающий доклад профессора Университета медицинских наук, Республики Турция, Директора Евразийского Центра здоровья и социальных наук при Университете Айнур Фейзиоглу “Опыт дистанционного обучения в университете медицинских наук республики Турция” был посвящен методам дистанционных образовательных технологий применяемые сегодня в Университете, также их эффективности в организации дистанционного образовательного процесса в турецком факультете Бухарского государственного медицинского института, где обучаются 139 студентов по направлениям - Лечебное дело и Высшая медицинская школа профессиональных услуг.
Материалы конференции изданы в виде сборника в двух томах.
По итогам конференции приняты решения и рекомендации для применения в деятельности образовательных организаций.
Профессор Абдурахманов Мамур Мустафаевич поблагодарил за помощь в организации и проведении конференции руководство института и всех ее участников, а также заключая конференцию отметил:
Образование и здравоохранение - это, прежде всего, сфера воспроизводства и упрочения нации.
Образование несет сегодня огромную ответственность перед обществом. Педагогический процесс медицинского вуза имеет особую специфику и сама система образования должна быть более гибкой. Без этого любые инициативы и затраты в сфере образования бессмысленны.
Современное развитие информационно-коммуникационных технологий оказало значительное влияние на формирование педагогического процесса в вузе. Применение активных форм обучения в преподавании медицинских дисциплин обусловлено тем, что студенты должны не только получить определенные знания, но и уметь применять их в конкретной практической ситуации. Электронные технологии – это прежде всего активные формы обучения, которые сегодня широко внедряются в процесс обучения. Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако главное в учебном процессе – активность студента, желание стать профессионалом. Закономерно что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний. Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого вуза независимо от его статуса и величины. Новые вызовы и угрозы человечеству появляются пропорционально развитию научно-технического прогресса.
Многие проблемы перестают быть характерными только для одного государства и как в случае со здравоохранением переходят на глобальный уровень, «глобальный инфекционный кризис, сопровождаемый появлением и быстрым распространением эпидемий свиного и птичьего гриппов и каронавирусов и других заболеваний, способствовали тому, что угрозы здоровью населения преодолели национальные границы и вышли на глобальный уровень» мир живет в информационном обществе, когда благодаря мгновенному распространению информации становиться сложно утаить проблемы здравоохранения, даже если катаклизмы происходят в различных концах света.
С другой стороны, именно это делает возможным совместные поиски путей решения, что еще раз подчеркивает глобальный уровень здравоохранения. Система глобального здравоохранения как «набор проблем здоровья, которые распространяются за пределы национального государства, на которые могут оказывать влияние опыт и особенности политики здравоохранения других стран и которые требуют совместной координации мирового сообщества для своего решения».
Выражаем сердечную благодарность всем ректорам, представителям учебных подразделений и международных отделов вузов-партнёров за постоянную поддержку сотрудничества, предоставленную возможность специалистам выступить на нашей онлайн конференции, и обменяться опытом. Надеемся на продолжение встреч и развитие нашего сотрудничества.