Кафедра общественного здравоохранения и управления здравоохранением

Кафедра общественного здравоохранения и управления здравоохранением

Атоева Машхура Аброровна

Заведующая кафедрой

Сотрудники кафедры

Баратова Мехрибан Субидиновна
доцент
Саломова Ханифа Жахоновна
доцент
Кабилова Гулшан Абдурашидовна
доцент
Файзиев Хуршид Бурханович
PhD
Сошников Сергей Сергеевич
к.м.н.
Ражабов Отабек Атоевич
Ассистент
Юлдашова Шаҳло Тойировна
Ассистент
Ражабова Дилафруз Бозоровна
Ассистент
Жумамуратова Байрамгул Садиковна
Ассистент
Вохидов Умид Гафурович
Ассистент
Закирова Наргиза Равшановна
Ассистент
Мухаммедова Малика Муртазоевна
Ассистент
Турсунова Матлуба Ахрорвна
Ассистент
Алимов Бобиржон Абдуллоевич
Ассистент
Хаитов Абдулазиз Хайдарович
Ассистент

История кафедры

Кафедра «Организации здравоохранения и социальной гигиены» создана приказом Бухарского государственного медицинского института от 30 октября 1990 г. №4§7. Заведующей кафедрой была назначена кандидат медицинских наук Г. Абдуллаева, ассистенты Каюмов Х.Н., Мухторов М.

1 января 1992 г. заведующим кафедрой был назначен кандидат медицинских наук, доцент Курбанов Р.Ш. Ассистенты кафедры Каюмов Х.Н., Бадалов Х.Б., Смайлова Л.Ф. и Тоиров М.К. В 1995 – 2002 учебном году заведующим кафедрой был к.м.н. Курбонов Р.Ш. и под его руководством работали ассистенты Бадалов Х.Б., Саломова Х.Ж., Смайлова Л.Ф., Кенжаева Х.П., Аблязов Р.Ф., Атоева М.А., Кобылова Г.А. В 2002-2003 учебном году кафедра ввела новые дисциплины, такие как маркетинг медицинских услуг, валеология, эпидемиология неинфекционных заболеваний, и преподавала эти дисциплины на основе новых типовых и рабочих программ.

     Доцент Хасанов У.Х., старшие преподаватели Саломова Х.Ж., Кобылова Г.А., Атаева М.А., Манасова И.С., преподаватели А.А. Джумаева, З.Ж. Джумаева, Н. Шарипова, Д.Б. Раджабова.

     В 2004-2008 учебном году кафедру возглавлял доцент Курбанов Р.Ш. Доцент К.X. Хасанов. Старшие преподаватели Саломова Х.Ю., Кобылова Г.А., Манасова И.С., преподаватели А.А. Джумаева, З.Дж. Джумаева, Н. Шарипова, Д.Б. Раджабова вели свою деятельность.

      В 2008-2012 учебном году кафедру возглавлял доцент Хасанов У.Х., старшие преподаватели Саломова Х.Ж., Кобылова Г.А., Манасова И.С., преподаватели А.А. Джумаева, З.Ж. Джумаева, Н. Шарипова, Д.Б. Раджабова вели свою деятельность.

В 2012-2014 учебном году кафедру возглавлял доцент Каюмов Х.Н., старшие преподаватели Саломова Х.Ж., Кобылова Г.А., Шарипова Н.С., педагоги Ш.Т. Юлдашова, Д.Б. Раджабова вели активную препадовательскую деятельность.

           В 2017-2019 годах заведующей кафедрой стала к.м.н. Атоева М.А. Со 2 сентября 2019 года кафедра была выделена из кафедры «Общественное здоровье, управление здравоохранением и общей гигиены» и была переименована на кафедру «Общественное здоровье, управление здравоохранением», где кандидат медицинских наук доцент Атоева М.А. продолжала свою деятельность. С 2019 по 2021г.  кафедрой руководила к.м.н. Баратова М.С. Преподаватели кафедры Саломова Х.Ж., Раджабова Д.Б., Вохидов У.Г., Файзиев Х.Б., Юлдашова Ш.Т., Джумамуратова Б.С., Муродова М.М., Гафаров Ш.У., Шодиев Б.В. и внутренние совместители: кандидат медицинских наук, доцент Атаева М.А., старший преподаватель, к.э.н. Насуллаев А.А., докторант Кобилова Г.А. вели профессорско-преподавательскую деятельность.

Кандидат медицинских наук, доцент Баратова М.С., в 1997 году защитила научную работу «Анализ влияния нифедипина на гемодинамику и его сочетания с витамином “Е” на состояние перекисного окисления липидов и на некоторые показа­тели липидного обмена у больных в ранних стадиях гипертонической болезни» в Ташкентском государственном медицинском институте.

Г.М.Абдуллаева к.м.н. (1990-1992 г)
Qurbonov R.Sh.
Р.Ш.Курбанов (2004-2008 г.) к.м.н..
Xasanov U.X.
X.Н. Каюмов ( 2012- 2014 г.) к.м.н.
jamoat salomatligi------
A.М.Атоева к.м.н ( 2017-2019 г.)
jamoat salomatligi-------
M.С.Баратова к.м.н ( 2019 г.)

Цель кафедры

На кафедре обучаются студенты I-VI-курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического, медико-педагогического факультетов и факультета высшего сестринского дела по предмету «История медицины», «Общественное здоровье», II-курс по предмету «Валеология», III-курса по предмету «Управление в сестринском деле», IV-курса «Общественное здоровье и управление здравоохранением», V-курса по предмету «Маркетинг в стоматологии», а также студенты V-курса стоматологического факультета и VI-курса лечебного и медико-педагогического факультетов по предмету «Общественное здоровье и управление здравоохранением». По каждому предмету на основании образцовой программы изданы учебно-методические комплексы на узбекском, русском и английском языках. Учебный процесс для студентов проводится с использованием современных педагогических технологий.

Научное направление кафедры

Усовершенствование мер по организации профилактики заболеваемости среди населения.

          Организация и проведение занятий по общественному здоровью и здравоохранению, медицинской статистике психологическим аспектам управления с ординаторами и магистрантами 1-го и 2-го года обучения всех специальностей.

Разработка и подготовка к изданию учебных планов и программ, учебных и методических пособий.

Одно из актуальных направлений – организация здорового образа жизни в амбулаторных условиях, а также усовершенствование методологических и конструктивных аспектов.

Реализация различных форм сотрудничества с российскими и зарубежными медицинскими и образовательными учреждениями, организациями и фирмами.

Воспитание у медицинских работников высоких моральных качеств и этического характера: честность, бескорыстье, патриотизм, гуманизм и любовь к своей профессии.

Организация обмена опытом в области профессионального образования преподавателей, проведения   академической мобильности и консультационная деятельность.

Кафедра тесно сотрудничает с Ташкентской медицинской академией, Самаркандским медицинским институтом, Ташкентским педиатрическим медицинским институтом, Андижанским медицинским институтом, а также с зарубежными университетами как Дагестанский медицинский университет, Медицинский институт Абу Али Ибн Сино в Душанбе – Таджикистан, Алматинский государственный университет в Казахстане. На сегодняшний день кафедра активно сотрудничает по академической мобильности с Рязанским государственным медицинским университетом им. Павлова, а также сотрудничает в совместных образовательных программах (СОП) по обучению врачей ординаторов с Московским национальным институтом терапии и профилактической медицины.

За последние 3 года сотрудниками кафедры были изданы ряд учебников, монографий, и др., в том числе: кандидат  медицинских наук, доцент  Атаева М.А. – соавтор учебников «Управление в сестринском деле» (Hamshiralik ishida boshqaruv), Умаров С.Х., Атаева М.А., Баратова М.С. – «Ультразвуковая техника и современная ультразвуковая технология», Кобылова Г.А. в соавторстве с Национальным справочником по COVID-19, Атоева М.А. (монографии): «Санитарная охрана водных источников водоснабжения» совместно с Курским национальным медицинским институтом и «Ограничительные меры во время эпидемии: исторический экскурс и проблемы настоящего времени».

Мехрибан Субидиновна Баратова участвовала в международной конференции в России в 2018 году, получила Медаль Сократа и Заслуженный деятель науки и образования, профессор Нуралиев Н.А. и к.м.н. Атаева М.А. получили медаль Гиппократа РАН.

В 2019 году команда студентов имени «Авиценна» Бухарского медицинского института во главе с Атоевой М.А. заняла 2-е место на III Всероссийской международной олимпиаде в Дагестане и были награждены дипломом. В 2020 году заведующая кафедрой Баратова М.С. с командой студентов «Авиценна» награждены дипломом в номинации «Международный лидер».

Сотрудниками кафедры получен патент «Прогноз фибрилляции предсердий и развития левого предсердия у пациентов с тяжелой артериальной гипертензией с нормальной и непреднамеренной диастолической дисфункцией левого желудочка», 3 компьютерные программы. Более 100 статей в журналах местного ВАК сотрудников отдела и диссертаций, опубликовано около 40 статей в зарубежных научных журналах. Сотрудники кафедры ежегодно принимают активное участие в связях с общественностью на телевидении и радио по актуальным темам медицины. В городах и районах области проведены лекции и беседы по пропаганде здорового образа жизни среди населения, показаны видеоролики, и эта работа продолжается.

Кафедра на встрече с делегацией совместно-образовательной программы
Команда AVICENNA" на олимпиаде в ДГМУ
Баратова М.С. с медсестрами Бухарского областного кардиологического диспансера в ДГМУ

Всего в кафедре работают 14 сотрудника. Из них, 4 доцента, 14 ассистентов. Все наши преподаватели проводят научные исследования в рамках своей научной работы.

Коллектив кафедры проводит исследования по следующим направлениям:

1) Эпидемиология: Атоева М.А. – Современная эпидемическая ситуация по брюшному тифу и новые подходы специфической профилактики.

2) Гигиена: Кабилова Г.А. – «Гигиеническая оценка состояния труда и разработка мер профилактики работников в сфере сельскохозяйственного производства в условиях модернизации производства».

3) Гигиена: Саломова Х.Ж. – «Токсикологическая и гигиеническая оценка инсектицида Зараген и разработка нормативных документов».

4) Морфология: Файзиев Х.Б. – «Изменение морфометрических параметров селезенки при черепно-мозговой травме».

5) Психиатрия – наркология: Сошников С.С. – Роль алкогольного фактора в формировании потерь здоровья населения в результате дорожно-транспортных происшествий (на примере Москвы).

6) Стоматология: Раджабова Д.Б. – Разработка комплексного лечения заболеваний пародонта в сочетании с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

7) Стоматология: Вохидов У.Г. – «Совершенствование лечения и профилактики флюороза зубов у детей школьного возраста».

8) Эпидемиология: Хайитов А.Х. – Эпидемиологическое значение острых респираторных инфекций во время пандемии (на примере Бухарской области).

9) Образование и воспитание: Юлдашова Ш.Т. – «Интегративно-теоретические возможности обучения студентов высших медицинских и лечебных учреждений.

10) Иммунопрофилактика: Жумамуратова Б.С. – Иммунопрофилактика при Covid-19.

11) Кардиология: Мухамедова М. М. Цитокиновая диагностика острого коронарного синдрома у больных, перенесших коронавирусную инфекцию.

12) Морфология: Закирова Н.Р. – Аспекты морфометрических показателей при патологии и коррекции селезёнки при экспериментальной химиотерапии.

Научно – исследовательские публикации

Ф.И.О.

Название публикации

Год публикации

УЧЕБНИКИ

1.

Атоева Машхура Аброровна

Управление в сестринском деле

2018

Эпидемиология

2022

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1.

Саломова Ханифа Жахоновна

История медицины (на узбекском языке)

2022

2.

Юлдашова Шахло Тойировна

Общественное здоровье (на узбекском языке)

2022

МОНОГРАФИИ

1.

Атоева Машхура Аброровна

Санитарная охрана поверхностных источников водоснабжения населения в Узбекистане на примере рек Чирчик и Ахангаран

2019

Ограничительные меры во время эпидемий: Исторический экскурс и проблемы настоящего времени

2020

Эпидемия и пандемия. Ограничительные и профилактические мероприятия во время эпидемий (узб).

2022

2.

Баратова Мехрибан Субидиновна

Ультразвуковая диагностка короновирусной инфекции при сердечно-сосудистых заболеваниях и их фармакотерапия (анг.)

2022

3.

Саломова Ханифа Жахоновна

Токсикологическая и гигиеническая оценка инсектицида Зараген (на узбекском языке)

2022

4.

Кабилова Гулшан Абдурашидовна

Профилактические меры защиты здоровья работников шелкомотального производства в условиях модернизации производства

2022

ЭВМ программы

1.

Юлдашова Шахло Тойировна

Интегративно-теоретические возможности обучения студентов высших медицинских и лечебных учреждений

2022

Академическая мобильность

КазНУ имени аль-Фараби и БухГосМИ имени Абу Али Ибн Сино

В 2019 году команда студентов имени «Авиценна» Бухарского медицинского института во главе с Атоевой М.А. заняла 2-е место на III Всероссийской международной олимпиаде «Спаси и сохрани»в Дагестане и были награждены дипломом. В 2020 году заведующая кафедрой Баратова М.С. с командой студентов «Авиценна» награждены дипломом в номинации «Международный лидер».

В рамках программы международной академической мобильности на основании заключенного договора между нашими высшими образовательными учреждениями о сотрудничестве Казахский национальный университет имени аль – Фараби принял доцентов кафедры общественного здоровья и управления здравоохранением, кандидатов медицинских наук Бухарского государственного медицинского института Атоеву М.А., Баратову М.С. и доцентов кафедры факультетской и госпитальной терапии БухГосМИ Исматову М.Н. и Абдуллаеву У.К. в период с 11 октября по 25 октября 2021 года.

С первого дня прибытия в Университет все специалисты совместно с сотрудниками кафедры клинической медицины и кафедры эпидемиологии, биостатистики и доказательной медицины познакомились с коллективом, провели экскурсию по Университету, где показали музей, ознакомились с библиотекой университета, электронной библиотекой, посетили залы конференции, учебные и административные корпуса, и т.д.

В последующие дни, согласно утвержденному тематического плана, все преподаватели проводили лекционные и практические занятия, так же посещали занятия преподавателей соответствующих кафедр КазНУ имени аль – Фараби.

Лекционные занятия проводились в онлайн формате. Практические занятия проводились с применением активных методов обучения (АМО) – (CBL, TBL, PBL). Активными методами обучения называют такие методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Они предполагают погрузиться обучающимся в контролируемое общение, включиться в реальные события. При этом создаются условия, в которых учащиеся вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включаться в решение проблемы информационного разного уровня. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

Грамотное использование педагогом разнообразных активных педагогических методов позволяет сделать учебный процесс обучения не только интересным для студентов, но и результативным. Возрастает уровень познавательной активности, усваиваемые знания носят гибкий характер, развивается критическое мышление и формируется способность к принятию творческих нестандартных решений.

Особенностями активного обучения являются: принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания, когда активность обучаемых совпадает с активностью преподавателя, а так же повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества. Отличительной чертой является и то, что преподаватель постоянно взаимодействует с обучаемыми посредством прямых и обратных связей, целенаправленно влияя на преимущественное развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих умений и навыков в сжатые сроки.

Практические занятия по CBL и TBL согласно учебной программе по внутренней медицине и эпидемиологии проводили на следующие темы: «Острые вирусные инфекции», «Тонзиллиты и синуситы. Кандидоз», «Внебольничная пневмония. Осложнения пневмонии. Нагноительные заболевания легких. Сепсис. ДВС-синдром. Госпитальная пневмония и пневмония у иммуноскомпрометированных лиц», «Бронхиальная астма. ХОБЛ», «Анафилаксия, анафилактический шок, отек Квинке» и «Синдром Лайелла и другие тяжелые аллергические реакции», «Вакцины. Виды вакцин», «Особо опасные инфекционные заболевания», «Грипп и острые респираторные заболевания», «Коронавирусные инфекции и Covid-19», «Covid-19, осложненный сердечно-сосудистыми заболеваниями», и др. Кроме того, занятия проводились в симуляционном центре на муляжах, с целью укрепления практических навыков. Преподаватели обоих ВУЗов остались довольными выполненной программой академической мобильности, рассмотрели вопросы дальнейшей деятельности в учебно-методическом, научном направлениях, разработке проектов, создании совместных учебных изданий и научных статей.

Таким образом, визит преподавателей в рамках внешней академической мобильности для нашего альма-матер является уникальным опытом и отличной инвестицией в наше будущее. Такой обмен помогает нам приобрести опыт сотрудничества в международной академической среде, развить навыки межкультурной коммуникации и работы в команде, повысить уровень владения иностранным языком, а также познакомиться с образовательными системами других стран и открыть новые карьерные перспективы.

Справочно: По итогам независимой оценки, проведенной авторитетным международным рейтинговым агентством Quacquarelli Symonds (QS), Казахский национальный университет имени аль-Фараби удостоился высокой оценки и стал первым и единственным вузом в Центрально-Азиатском регионе, получившим «5 звезд» превосходства в международном рейтинге «QS Stars Rating System».

Проводимый Британской компанией QS аудит оценивает вузы по четырем ключевым группам, в которые входят 12 подгрупп, состоящих из более, чем 50 показателей, которые отражают широкий спектр деятельности вуза и его соответствие высоким международным стандартам. По каждой подгруппе участвующему в аудите вузу, присуждается от одной до пяти звезд, из которых впоследствии выводится общий рейтинговый балл. По итогам комплексной оценки Британской компании QS, Казахский национальный университет аль-Фараби получил высокие баллы и удостоился максимальной оценки «5 звезд» по ряду показателей: обучение, возможность трудоустройства, исследования, интернационализация, услуги, искусство и культура, инновация, современные языки.

Присвоение знака превосходства QS «5 звезд» означает, что КазНУ им. аль-Фараби имеет высокую международную репутацию и демонстрирует лидерские позиции в глобальном научно-образовательном пространстве. Звезды превосходства демонстрируют сильные стороны университета, подчеркивая преимущества вуза, дают ориентир партнерам, международным экспертам в сфере образования, и как зарубежным, так и отечественным абитуриентам при выборе вуза для поступления.

Рейтинг QS возглавляет Массачусетский технологический университет, на втором и третьем месте – Стэндфордский и Гарвардский университеты соответственно (все вузы США). Десятку лучших мировых вузов практически полностью составляют американские и британские высшие учебные заведения.

ВНЕШНЯЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: Южно- Казахстанский университет имени М. Ауэзова и Бухарский государственный медицинский институт имени Абу Али Ибн Сино

В рамках программы международной академической мобильности между высшими образовательными учреждениями Южно-Казахстанский  университет имени М. Ауэзова  принял сотрудников БГМИ в лице профессора, д.м.н. Облокулова А.Р.- заведующего кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, доцентов, к.м.н. Рахматова О.Б. – заведующего кафедрой дерматовенерологии и детской дерматовенерологии, Баратову М.С. – доцента кафедры общественного здоровья и управления здравоохранением, Атаеву М.А. – заведующую кафедрой общественного здоровья и управления здравоохранением БГМИ на период с 20 июня по 27 июня 2022 года.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауэзова является одним из самых ярких вузов. В настоящее время педагогической деятельностью в университете занимаются свыше 1500 преподавателей, из которых 4 академика НАН РК, 4 академика НИАН РК, 123 докторов наук, 600 кандидатов наук. К учебному процессу привлечены лучшие ученые и специалисты, имеющие практический опыт работы, ведущие ученые из стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе США, Германии, Испании, Бельгии, России. Материально-техническая база университета состоит из десяти учебных корпусов современного типа, двух спортивных комплексов, шести студенческих общежитий. В университете по 83 специальностям обучается около 20 тысяч студентов.

ППС кафедры «Биотехнология» на 2021-2022 учебный год составляет 26 сотрудников. Остепененных ППС – 65 %. Образовательная программа 6В05120 «Биотехнология» нацелена на достижение результатов обучение через организацию образовательного процесса с применением принципов Болонского процесса, доступности, инклюзивности. ОП 6В05120 «Биотехнология» аккредитована Независимым Международным Агенствам ASIIN (Германия) в 2014г.

На кафедре Биотехнологии для проведения лабораторных занятий функционируют современные лаборатории «Биохимия», «Физиология растений и животных», «Микробиология и вирусология», «Биотехнология микроорганизмов», «Пищевая биотехнология», которые оснащены современным оборудованием: микроскопы типа MC 300, биореактор BIOTECH – 5B, лиофильная сушилка, ультразвуковой гомогенизатор Sonopuls 4050, центрифуга Armed 80-2, стерилизатор (автоклав) Вка-75, а также автоматизирован процесс управления работы оборудованиями (термостата, автоклава и лифильной сушки) с использованием пульта автоматического управления параметрами с выходом на моноблок. Все учебные лаборатории соответствуют действующим санитарным нормативам и требованиям противопожарной безопасности.

Результаты обучения по программе достигаются посредством следующих учебных мероприятий:

– аудиторные занятия: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия – проводятся с учетом инновационных технологий обучения, использования новейших достижений науки, технологий и информационных систем;

– внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя, индивидуальных консультаций;

– проведение профессиональных практик, выполнение курсовых и дипломных работ (проектов).

В университете приняты меры по поддержанию академической честности и академической свободы, защите от любого вида нетерпимости и дискриминации в отношении обучающихся. После окончания теоретического курса предусматривается обязательное прохождение практики на производстве.  Организация профессиональной практики в ЮКУ проводится на основании СМК ЮКУ ПР «Организация и проведение профессиональной практики студентов».

С первого дня прибытия в Университет все специалисты совместно с сотрудниками кафедры познакомились с коллективом, провели экскурсию по Университету, где показали музей, ознакомились с библиотекой университета, электронной библиотекой, посетили залы конференции, учебные и административные корпуса, ситуационный центр, учебные лаборатории, и т.д.

В последующие дни, согласно утвержденного тематического плана все преподаватели проводили лекционные и практические занятия, так же посещали занятия преподавателей соответствующих кафедр Южно-Казахстанского  университета имени М. Ауэзова.

Команда проекта EduEnvi ЮКУ им. М. Ауэзова поделилась методологическими и инструментальными компетенциями, которые они приобрели во время обучающих семинаров в европейских вузах-партнерах, и показали, как можно работать с новым форматом знаний, как можно применить новые технологии обучения; как проводили записи видеолекций; и как используют в учебном процессе инструменты электронного обучения (Canva, Logo, Prezi, Google Form, Google Classroom, Zoom, WebEx meeting, Kahoot, Socrative и другие).

Таким образом, визит преподавателей в рамках внешней академической мобильности для нашего альма-матер является уникальным опытом и отличной инвестицией в наше будущее. Такой обмен помогает нам приобрести опыт сотрудничества в международной академической среде, развить навыки межкультурной коммуникации и работы в команде, а также познакомиться с образовательными системами других стран и открыть новые карьерные перспективы.

Фотогалерея

Научно-исследовательская работа кафедры ВОЗ участие профессорско-преподавательского состава кафедры в международных конференциях

Фото со спортивных тренировок

Юлдашова Ш.Т. и студенты 151 группы занимаются спортом

НавигацияToggle Table of ContentToggle