Вестник фундаментальной и клинической медицины, 2022 №4
Тема статьи
ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ У МАТЕРЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОСНОВАННОГО НА ТЕХНИКЕ ПОВЫШЕНИЯ ОСОЗНАННОСТИ (68-73)
Авторы
Ашуров Зарифбой Шарифович , Усербаева Роза Куралбаевна , Шукуров Баходир Лутпуллаевич , Расулова Кибриё Абдурахмон кизи
Учреждение
Ташкентская медицинская академия, Узбекистан, г. Ташкент Клиника Мental Med Service, Узбекистан, г. Ташкент Самаркандский медицинский университет, Узбекистан, г. Самарканд
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение влияния тревожности и депрессии у матерей на эффективность воспитания, основанного на технике осознанности (mindfulness) подростков. Выборка из 20 пар мать-подросток была собрана среди женщин с детьми подросткового возраста, которые обращались в клинику Mental Med Service с разными жалобами (на приёме разных узких специалистов: невролог, гастроэнтеролог, терапевт и психиатр) включая тревожного и депрессивного спектров. Матери самостоятельно заполнили тесты самооценки техники осознанности в родительской роли и тестов по оценки симптомов тревоги и депрессии, а подростки (в возрасте 10-18 лет) прошли тест диспозиционной осознанности. Матери с клинически значимыми уровнями симптоматики тревоги и депрессии сообщали о более низком уровне вовлечённости техники осознанности в воспитания, чем матери без аффективных расстройств. Почти все аспекты воспитания с техникой осознанностью были в значительной степени связаны с осознанностью подростков. Эти данные свидетельствуют о том, что родительские факторы играют ключевую роль в развитии навыков вовлечённости в жизнь у подростков, и подчеркивают пагубное влияние материнской психопатологии на воспитание с техникой осознанности и ее связь с осознанностью подростков.
Ключевые слова
техника осознанности, подростковый возраст, тревога и депрессия матери, степень осознанности подростков, самооценка техник осознанности, аффективные расстройства, диспозиционная осознанность
Литературы
- Blatt, S. J., & Zuroff, D. C. (1992). Interpersonal relatedness and self-definition: Two prototypes for depression. Clinical Psychology Review, 12, 527–562. https://doi.org/10.1016/0272-7358(92)90070-O.
- Bögels, S., Hellemans, J., van Deursen, S., Römer, M., & van der Meulen, R. (2014). Mindful parenting in mental health care: Effects on parental and child psychopathology, parental stress, parenting, coparenting, and marital functioning. Mindfulness, 5(5), 536–551. https://doi.org/10.1007/s12671-013-0209-7.
- Bögels, S., & Restifo, K. (2014). Mindful parenting: A guide for mental health practitioners. New York: Springer.
- Brown, K. W., & Ryan, R. M. (2003). The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 84(4), 822–848. https://doi.org/10.1037/0022-3514.84.4.822.
- Brown, K. W., Ryan, R. M., & Creswell, J. D. (2007). Mindfulness: Theoretical foundations and evidence for its salutary effects. Psychological Inquiry, 18(4), 211–237. https://doi.org/10.1080/10478400701598298.
- de Bruin, E. I., Zijlstra, B. J. H., Geurtzen, N., van Zundert, R. M. P., van de Weijer-Bergsma, E., Hartman, E. E., ... Bögels, S. (2014). Mindful parenting assessed further: Psychometric properties of the Dutch version of the Interpersonal Mindfulness in Parenting scale (IM-P). Mindfulness, 5(2), 200–212. https://doi.org/10.1007/s12671-012-0168-4.
- Burke, C. A. (2009). Mindfulness-based approaches with children and adolescents: A preliminary review of current research in an emergent field. Journal of Child and Family Studies, 19(2), 133–144.
- Burstein, M., Ginsburg, G. S., & Tein, J.-Y. (2010). Parental anxiety and child symptomatology: An examination of additive and interactive effects of parent psychopathology. Journal of Abnormal Child Psychology, 38(7), 897–909. https://doi.org/10.1007/s10802-010-9415-0.
- Caldwell, J. G., & Shaver, P. R. (2013). Mediators of the link between adult attachment and mindfulness. Interpersona: An International Journal on Personal Relationships, 7(2), 299–310. https://doi.org/10.5964/ijpr.v7i2.133.
- Caldwell, J. G., & Shaver, P. R. (2015). Promoting attachment-related mindfulness and compassion: A wait-list-controlled study of women who were mistreated during childhood. Mindfulness, 6(3), 624–636. https://doi.org/10.1007/s12671-014-0298-y.
- Cunha, M., Galhardo, A., & Pinto-Gouveia, J. (2013). Child and adolescent mindfulness measure (CAMM): Study of the psychometric properties of the Portuguese version. Psicologia: Reflexão e Crítica, 26(3), 459–468. https://doi.org/10.1590/S0102-79722013000300005.
- Dar, K. A., & Iqbal, N. (2015). Worry and rumination in generalized anxiety disorder and obsessive compulsive disorder. The Journal of Psychology, 149(8), 866–880. https://doi.org/10.1080/00223980.2014.986430.
- Dix, T., Gershoff, E. T., Meunier, L. N., & Miller, P. C. (2004). The affective structure of supportive parenting: Depressive symptoms, immediate emotions, and childoriented motivation. Developmental Psychology, 40(6), 1212–1227. https://doi.org/10.1037/0012-1649.40.6.1212.
- Dix, T., & Meunier, L. N. (2009). Depressive symptoms and parenting competence: An analysis of 13 regulatory processes. Developmental Review, 29(1), 45–68. https://doi.org/10.1016/j.dr.2008.11.002.